4.1. Краткая презентация Программы
Общие сведения
Образовательная программа дошкольного образования (далее — Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО), утвержденного приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155, и Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденной приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028 и (далее — ФОП ДО).
Цель Программы:
-разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Задачи Программы:
-обеспечить единое содержание ДО и планируемых результатов освоения Программы;
-приобщить детей к базовым ценностям российского народа — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
-структурировать содержание образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
-создать условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
-обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
-обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
-обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Дополнительным разделом является краткая презентация основных сведений из Программы для родителей воспитанников.
Целевой раздел
|
Включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров образования в раннем детстве, целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Также входят подходы к проведению педагогической диагностики достижений планируемых результатов и значимые для разработки и реализации Программы характеристики — особенности развития детей
|
Содержательный раздел
|
Включает задачи и содержание образовательной деятельности для всех возрастных групп по пяти образовательным областям. Также в разделе описаны:
-формы, способы, методы реализации программы;
-особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
-способы поддержки детской инициативы;
-взаимодействие педагогического коллектива с семьями;
-коррекционно-развивающая работа;
-рабочая программа воспитания
|
Организационный раздел
|
В организационный раздел включают:
-психолого-педагогические условия реализации Программы;
-особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
-материально-техническое обеспечение Программы и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
-примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы;
-кадровое обеспечение;
-режим и распорядок дня в возрастных группах;
-календарный план воспитательной работы
|
Дополнительный раздел
|
краткая презентация Программы
|
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области):
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Организация режима пребывания детей в детском саду
Режим работы: 12-часовое пребывание воспитанников при 5-дневной рабочей неделе.
Работа по реализации Программы проводится в течение года и делится на два периода:
- первый период (с 1 сентября по 31 мая);
- второй период (с 1 июня по 31 августа).
Организация жизни детей опирается на определенный суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями. При организации режима учитываются рекомендации СанПиН и СП, видовая принадлежность детского сада, сезонные особенности, а также региональные рекомендации специалистов в области охраны и укрепления здоровья детей.
Режим дня составлен для каждой возрастной группы на холодный и теплый периоды, учтены функциональные возможности детей, а также ведущий вид деятельности — игра. Кроме того, учитывается потребность родителей в гибком режиме пребывания детей в ДОУ, особенно в период адаптации.
4.2. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа
Организация образовательного процесса имеет следующие особенности
1. В ДОУфункционируют 5 возрастных групп.
Возрастная категория группы
|
Группа раннего
дошкольного возраста
(2—3 года)
|
Группа младшего дошкольного возраста
(3–4 года)
|
Группа среднего
дошкольного возраста
(4–5 лет)
|
Группа старшего дошкольного возраста
(5–6 лет)
|
Количество возрастных групп
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2.Действует система физкультурно-оздоровительной работы.
3.Используется региональный компонент в образовательном процессе.
4.Создана система медико-психолого-педагогического сопровождения детей. Используется модель личностно-ориентированного подхода при взаимодействии взрослого и ребенка.
4.3. Ссылки на ФОП ДО и парциальные программы
В соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе эти части Программы являются взаимодополняющими.
Обязательная часть Программы разработана в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена:
- парциальная программа курса «Мой край родной» - Масаева З.В.
- парциальная программа «Основы безопасности дошкольников» - Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Стеркина Р.Б.
- примерной парциальной программой для детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» (Банк России) (авторы: Шатова А.Д., Аксенова Ю.А, Кирилллов И.Л., Давыдова В.Е., Мищенко И.С.), а также авторскими разработками, которые отвечают обновлению образовательных областей, новому содержанию внутри них:
-УМП «Сан къоманхазна» (для детей 4-7 лет), Абдрахманова Ж.М., Джунаидов С.С. АО «ИПК «Грозненский рабочий» 2022
-УМК «Здоровье» («Могушалла») (для детей 3-7 лет), С.-А.М. Аслаханов Москва, издательство «Перо» 2017
- УМП «Чеченский орнамент в детском саду» - Юсупова Р.Э., Николаенко И.В.
4.4. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников ДОУ
Основная цель взаимодействия педагогов с семьей – обеспечить:
-психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста;
-единство подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОУ и семьи;
-повышение воспитательного потенциала семьи.
Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются:
-информировать родителей и общественность относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОУ;
-просвещение родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
-способствовать развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
-построить взаимодействие в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
-вовлекать родителей в образовательный процесс.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
-приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка;
-открытость;
-взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей;
-индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
-возрастосообразность.
Взаимодействие с родителями воспитанников строится по следующим направлениям работы:
Название направления
|
Содержание работы
|
Диагностико-аналитическое направление
|
Включает получение и анализ данных:
-о семье каждого обучающегося, ее запросах в отношении охраны здоровья и развития ребенка;
-об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей);
-планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа;
-согласование воспитательных задач
|
Просветительское направление
|
Просвещение родителей (законных представителей по вопросам:
-особенностей психофизиологического и психического развития детей раннего и дошкольного возраста;
-выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста;
-ознакомления с актуальной информацией о государственной политике в области дошкольного образования, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста;
-информирования об особенностях реализуемой в ДОУ образовательной программы;
-условий пребывания ребенка в группе ДОУ;
-содержания и методов образовательной работы с детьми
|
Консультационное направление
|
Консультирование родителей (законных представителей:
-по вопросам их взаимодействия с ребенком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с особыми образовательными потребностями (ООП) в условиях семьи;
-об особенностях поведения и взаимодействия ребенка со сверстникамии педагогом;
-о возникающих проблемных ситуациях;
-о способах воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми раннего и дошкольного возраста;
-о способах организации и участия в детских деятельностях, об образовательном процессе и др.
|
Благодаря разностороннему взаимодействию ДОУ с родителями (законными представителями)своих воспитанников повышается качество образовательного процесса и происходит сближение всех участников образовательного процесса, развивается творческий потенциал детей и нереализованный потенциал взрослых.
Важный момент в формировании традиций в учреждении — совместное проведение народных праздников. Ежегодно проводятся мероприятия, в которых родители принимают активное участие.
Основные практические формы взаимодействия ДОУ с семьей:
Этапы
|
Формы
|
Знакомство с семьей
|
Встречи-знакомства, анкетирование
|
Информирование родителей о ходе образовательной деятельности
|
Дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, информационные стенды, создание памяток, сайт ДОУ, организация выставок детского творчества, приглашение родителей (законных представителей) на детские концерты и праздники
|
Просвещение родителей
|
Лекции, семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, тренинги
|
Совместная деятельность
|
Привлечение родителей к участию в занятиях, акциях, экскурсиях, конкурсах, субботниках, в детской исследовательской и проектной деятельности, в разработке проектов
|